Методические рекомендации разработаны с целью повышения качества представляемой ФТС России и определяемых ею таможенных органов государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) (далее - государственная услуга), сокращения числа отказов в предоставлении государственной услуги и приеме документов, сокращения времени, затрачиваемого на принятие предварительных решений, и числа запросов дополнительной информации и сведений о товарах.
Методические рекомендации разъясняют порядок уплаты заявителем государственной пошлины за принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (далее - предварительные решения) в связи со вступлением в силу 22 ноября 2014 года Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", а также отдельные положения Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденного приказом ФТС России от 18 апреля 2012 г. N 760 (зарегистрирован Минюстом России 03.08.2012, регистрационный N 25108) (далее - Административный регламент).
Понятия и термины, использованные в методических рекомендациях, употребляются в значениях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза, Административным регламентом.
1. Требования к оформлению заявления/приложений к заявлению.
Причиной отказа в приеме заявления (документов) о принятии предварительного решения (далее - заявление) является оформление заявления с нарушением требований Административного регламента.
При подготовке заявлений необходимо учитывать следующее:
1.1. Заявление должно быть направлено юридическим лицом или организацией, не являющейся юридическим лицом, созданными в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также физическим лицом, имеющим постоянное место жительства в государстве - члене Таможенного союза, в том числе индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, правомочное выступать в качестве декларанта товара или обладающее полномочиями в отношении товара, по которому таможенным органом принимается предварительное решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 2 Административного регламента);
1.2. Вся направляемая в таможенные органы информация (заявление/приложение) должна быть представлена на русском языке. Если информация взята из источника на иностранном языке, необходимо представить оригинал или копию оригинала на иностранном языке с переводом на русский язык;
1.3. Заявление, поступающее от юридического лица или организации, не являющейся юридическим лицом, должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) с указанием должности, фамилии и инициалов, заверено оттиском печати организации или в случае подачи заявления в электронном виде - заверено усиленной квалифицированной подписью заявителя (пункт 23.3 Административного регламента).
1.4. Заявление о принятии предварительного решения подается заявителем в уполномоченный таможенный орган на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул, модификацию.
1.5. Заявление о принятии предварительного решения должно содержать сведения об уплате государственной пошлины за принятие каждого предварительного решения (дата, номер и сумма платежного документа, ИНН и КПП плательщика, код бюджетной классификации, наименование банка плательщика) в сумме, установленной законодательством.
Должностные лица таможенного органа, уполномоченного в соответствии с пунктом 15 Административного регламента предоставлять государственную услугу, проверяют наличие сведений об уплате государственной пошлины (при наличии сведений о платежном документе), предусмотренной подпунктом 135 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за принятие предварительных решений на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию (пункт 4 статьи 53 Таможенного кодекса Таможенного союза), а также проверяют с использованием штатных программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов наличие денежных средств на лицевом счете заявителя в уполномоченном таможенном органе согласно платежному документу, сведения о котором указаны в документах, приложенных к заявлению, уплаченных по установленному законодательством коду бюджетной классификации, в сумме, достаточной для уплаты государственной пошлины в размере, установленном законодательством.
В случае если заявитель оплатил государственную пошлину в сумме, превышающей 5000 рублей, должностное лицо уполномоченного таможенного органа оформляет таможенный приходный ордер (далее - ТПО) на каждый платеж в размере 5000 рублей, уплаченный за принятие предварительного решения на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию.
Третий экземпляр ТПО направляется заявителю.
Если в процессе рассмотрения заявления на оказание государственной услуги исполнителем сделан вывод о необходимости принятия по указанному заявлению нескольких предварительных решений, рассмотрение заявления заканчивается, заявитель информируется о необходимости подачи соответствующего количества новых заявлений с оплатой государственной пошлины в установленном порядке. За рассмотрение такого заявления государственная пошлина подлежит уплате в размере, предусмотренном действующим законодательством.
1.6. Документы, представляемые с заявлением о принятии предварительного решения, должны быть пронумерованы (кроме сброшюрованного приложения), подписаны руководителем (заместителем руководителя) организации, заверены оттиском печати организации или в случае подачи заявления в электронном виде - заверены усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (пункт 23.4 Административного регламента). Подписывается и заверяется печатью или каждая страница документов, или прошитые документы в месте прошивки. Данное требование распространяется, в том числе, на упакованные пробы и образцы товара.
Заявление о принятии предварительного решения и документы (приложения) к нему могут быть подписаны уполномоченным лицом организации при наличии документа, подтверждающего совершение действий от имени руководителя организации (пункт 23.5 Административного регламента).
Заявление, поступающее от физического лица, должно быть подписано указанным лицом или в случае подачи заявления в электронном виде - заверено усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (пункт 23.6 Административного регламента).
Документы, представляемые с заявлением о принятии предварительного решения, должны быть пронумерованы (кроме сброшюрованного приложения) и подписаны физическим лицом. В случае подачи документов в электронном виде - заверены усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (пункт 23.7 Административного регламента).
Образец оформления заявления о принятии предварительного решения, реквизиты для уплаты государственной пошлины, образец бланка платежного поручения и образец его заполнения размещены в приложении к данным методическим рекомендациям.
1.7. Оформление запрошенных дополнительных документов и сведений осуществляется в соответствии с вышеуказанными требованиями в отношении заявлений (пункты 1.1 - 1.5, 1.6 данных методических рекомендаций).
1.8. Оформление заявлений о выдаче дубликата предварительного решения, а также внесении изменений в принятое предварительное решение должно осуществляться тем же заявителем, который обращался с заявлением о принятии предварительного решения.
При неустановлении факта наличия денежных средств на счетах уполномоченного таможенного органа до 30 календарного дня с момента регистрации заявления должностное лицо таможенного органа, принявшего заявление на оказание государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров, направляет заявителю мотивированное сообщение о невозможности оказания государственной услуги.
2. Сведения о товаре.
С заявлением о принятии предварительного решения должны представляться следующие документы и сведения в зависимости от товара, в отношении которого требуется принять предварительное решение (пункт 24.1 Административного регламента):
- документы, содержащие сведения о составе товара, если в ТН ВЭД ЕАЭС для товара примечанием к группе, позиции или текстом позиции установлены требования по содержанию каких-либо веществ (элементов), материалов в товаре;
- документы, содержащие сведения о процессах переработки и видах переработки товара, если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ТН ВЭД ЕАЭС, является вид обработки товара или степень обработки товара (технологические схемы, технологические инструкции, описание технологического процесса, иные документы, содержащие сведения о процессах и видах переработки товара);
- документы, содержащие сведения о технических характеристиках товара и принципе действия, если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ТН ВЭД ЕАЭС, является вес, размер, мощность, производительность, иные технические характеристики товара (техническая документация, чертежи, блок-схемы, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, технологические схемы, руководство пользователя, иные документы, содержащие сведения о технических характеристиках товара и принципе действия);
- документ (доверенность), подтверждающий полномочия лица, если заявление о принятии предварительного решения и документы к нему подписаны уполномоченным лицом;
- письмо заявителя, содержащее информацию о наличии и реквизитах платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;
- любая другая имеющаяся в его распоряжении информация и документы, которые могут быть использованы при классификации, в том числе выдаваемые федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, оказывающими государственные услуги, а также фотографии, рисунки, пробы, образцы товаров и т.д.
Причиной запроса дополнительной информации является отсутствие необходимых сведений о товаре, позволяющих однозначно идентифицировать товар и определить его код на уровне десятизначного кодового обозначения, и (или) наличие противоречивой информации о товаре.
При подаче заявления о принятии предварительного решения в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" документы, указанные в пункте 24 Административного регламента, могут быть по выбору заявителя представлены в виде электронных документов или на бумажном носителе, а также часть документов может быть представлена в виде электронных документов, а часть - на бумажном носителе (пункт 27 Административного регламента).
Документы, представленные для принятия предварительного решения, возврату заявителю не подлежат (пункт 28 Административного регламента).
3. Основания для отклонения заявления о принятии предварительного решения.
Заявление о принятии предварительного решения отклоняется, если (пункт 31 Административного регламента):
- заявителем на основании повторного уведомления таможенного органа о дополнительной информации представлена противоречивая или неполная информация о товаре, недостаточная для определения классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне десятизначного кодового обозначения;
- заявителем не представлена дополнительная информация о товаре в срок, указанный в уведомлении уполномоченного таможенного органа, направленного в адрес заявителя.
Предусмотренный срок представления дополнительной информации о товаре дается заявителю для сбора документов и сведений, в том числе от производителей товаров, проведения, в случае необходимости, экспертиз или исследований, и направления данной информации в таможенные органы. Это не означает, что рассмотрение документов начнется на 60-й день.
Рассмотрение дополнительно полученной информации от заявителя начинается со дня регистрации документов в отделе документационного обеспечения уполномоченных ФТС России таможенных органов. С этой даты возобновляется время, отведенное на принятие предварительного решения.
Сроки представления дополнительных документов и сведений зависят исключительно от заявителя. Положения Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не препятствуют представлению документов и сведений в более короткие сроки.
Информация считается непредставленной в следующих случаях:
- дополнительная информация получена уполномоченным таможенным органом и зарегистрирована в отделе документационного обеспечения таможенных органов позднее указанного в уведомлении срока (60 дней с даты регистрации уведомления);
- заявителем представлена неполная информация (не вся запрошенная таможенным органом информация);
- заявителем представлена противоречивая информация (например, представленная дополнительная информация не соответствует информации о товаре, содержащейся в первоначальном запросе, или образцы, представленные по запросу уполномоченных таможенных органов, не соответствуют по технологии изготовления, марке, артикулу наименованию и описанию, представленным ранее сведениям о товаре);
- заявителем представлена неправильно оформленная информация (не заверена подписью и печатью, подписана лицом, не являющимся руководителем (заместителем руководителя) организации и право подписи которого не подтверждено наличием доверенности, страницы приложения не пронумерованы, представлена на иностранном языке без перевода).
В случае представления неправильно оформленной, противоречивой информации, а также представления информации не в полном объеме (по сравнению с запрошенной) заявление отклоняется с указанием причин, например, с указанием информации, которая была запрошена для принятия предварительного решения на уровне десятизначного кодового обозначения и не представлена.
4. Отсутствие полномочий таможенного органа по принятию предварительных решений по определенной группе или разделу ТН ВЭД ЕАЭС.
Предварительное решение принимается таможенным органом того государства - члена Таможенного союза, в котором будет осуществляться выпуск товаров. Предварительное решение является обязательным при декларировании товаров на территории государства - члена Таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение (пункт 3 статьи 53 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Управление товарной номенклатуры и региональные таможенные управления и принимают предварительные решения лишь по той группе или разделу ТН ВЭД ЕАЭС, по которым им делегированы полномочия согласно приказу ФТС России от 24 сентября 2012 г. N 1907 "О распределении полномочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными органами" (в редакции приказов ФТС России от 11 декабря 2012 г. N 2494, от 20 декабря 2012 г. N 2592, от 17 декабря 2014 г. N 2490, от 11.12.2018 N 2019).
С 17 декабря 2018 года Управление товарной номенклатуры ФТС России имеет полномочия по принятию предварительных решений в отношении товаров группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС.
5. Сборник предварительных решений, включающий в себя перечень принятых таможенными органами предварительных решений в обезличенном виде (без информации о заявителе, номере предварительного решения), можно найти на официальном сайте ФТС России: www.customs.ru. Информация о предварительных решениях, принятых государствами - членами Таможенного союза, размещена на официальном информационном сайте Евразийской экономической комиссии: www.eurasiancommission.org.
6. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и о таможенном деле.
Реквизиты для уплаты государственной пошлины за принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС:
Получатель - МО УФК,
ИНН 7730176610,
КПП 773001001,
банк получателя - ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701,
БИК банка 044501002,
ОКТМО 45328000,
Счет N 40101810800000002901.
Обязательно должны указываться следующие поля платежного документа:
1) поле (101) - статус плательщика:
"06" - участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо;
"16" - участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо;
"17" - участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель;
2) поле (107) - восьмизначный код таможенного органа:
10006000 - Управление товарной номенклатуры;
10100000 - Центральное таможенное управление;
10200000 - Северо-Западное таможенное управление;
10300000 - Южное таможенное управление;
10400000 - Приволжское таможенное управление;
10500000 - Уральское таможенное управление;
10600000 - Сибирское таможенное управление;
10700000 - Дальневосточное таможенное управление;
3) поле "Назначение платежа": "Государственная пошлина за принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД; для <наименование таможенного органа>";
4) поле (21) "очередность платежа" - 5;
5) поле (104) - показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации:
КБК 153 1 08 07410 01 1000 110 "Государственная пошлина за принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
Образец бланка платежного поручения для перечисления государственной пошлины за предоставление государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза