В январе 2020 года начали действовать новые правила Инкотермс. Все мы знаем, что от момента, когда товар продан Покупателю, до момента, когда Покупатель его получит, с товаром еще много чего происходит. Т.е. товар надо упаковать, погрузить на транспорт, доставить его в адрес назначения и т.д. Для того, чтобы не раздувать контракт, расписывая в нем многочисленные права, обязанности, риски сторон сделки, а также с целью единообразного толкования торговых практик разных стран, были разработаны и опубликованы в 1936 году Международной торговой палатой типовые условия поставок Инкотермс.
Инкотермс – это систематизированный сборник типовых условий поставок товаров от Продавца к Покупателю. В сферу Инкотермс входят только конкретные аспекты договоров международной купли-продажи товаров, т.к. правила не регулируют переход права собственности на товар, виды и сроки оплаты и т.д. Данным документом регулируются такие вопросы как: распределение риска и момент его перехода от Продавца к Покупателю за порчу и гибель товара; вид транспортного средства, на котором товар должен быть доставлен Покупателю; выполнение таможенных формальностей, обязательства Продавца и Покупателя, связанные с доставкой товара.
С целью приспособления Инкотермс к активно изменяющимся логистическим процессам и требованиям коммерческой практики термины корректируются, совершенствуются экспертами Международной торговой палаты каждые 10 – 12 лет. Новые правила Инкотермс 2020 вступили в силу 1 января 2020 года.
Помимо актуализации списка условий поставки товаров, предполагалось, что Международная торговая палата рассмотрит вопросы обеспечения транспортной кибербезопасности, поскольку за последние 10 лет этот вопрос в сфере международной торговли стал актуальным для большого числа компаний. Для обеспечения защиты от киберугроз необходимы новые технологий и стандартизация подхода к обеспечению кибербезопасности, что позволило бы минимизировать риски безопасности и конфиденциальности.
Более подробно об ожидаемых изменениях мы писали ранее.
На первый взгляд, Инкотермс 2020 не претерпел существенных изменений. Ни один термин не был удален, и ни один термин не был добавлен, но одно из условий поставок было переименовано.
Базис поставки DAT
Базис поставки DAT (Delivered at Terminal / Доставка на терминале) переименован в условия поставки DPU (Delivered Named Place Unloaded / Доставка на место выгрузки).
Данное изменение было вызвано двумя причинами.
Во-первых, возникла путаница в отношении различий между термином DAT (Delivered at Terminal / Доставка на терминале) и термином DAP (Delivered at Place / Поставка в месте назначения). Ключевое различие между этими условиями заключается в том, что в соответствии с DAT доставка осуществляется после того, как товары были выгружены с транспортного средства и предоставлены Покупателю в указанном терминале. Тогда как в рамках DAP доставка осуществляется до выгрузки товаров – когда они предоставлены Покупателю на прибывшем транспортном средстве готовые к разгрузке.
Вторая причина этого изменения состояла в том, чтобы обеспечить большую гибкость в определении места доставки товара. Теперь Продавцу и Покупателю можно согласовать любое место для доставки товара, а не только в конкретном терминале. Условия поставки DPU и DAT в остальном идентичны по содержанию. DPU является единственным термином, который поручает Продавцу разгрузку товара.
Изменения в условиях поставки FCA
Условие поставки FCA (Free Carrier / Франко Перевозчик) является наиболее распространенным правилом Инкотермс (около 40% международных коммерческих операций проходит с этим термином). Это очень универсальное правило, позволяющее отгружать товары в различных местах (например: по адресу, на терминале, в порту, аэропорту и т.д.), которые расположены в стране Продавца.
Базис поставки FCA предусматривает два возможных места отгрузки Продавцом товара:
Первый вариант – это место, принадлежащее Продавцу (например: его склад, фабрика, магазин). Для Продавца доставка считается завершенной, когда товар физически загружен на транспортное средство, указанное Покупателем.
Однако второй вариант применяется к указанному в договоре месту, которое не принадлежит Продавцу (например: морской порт, терминал). В этой ситуации считается, что отгрузка была осуществлена после погрузки товара на транспортное средство Перевозчика, оплаченное Продавцом. Следует отметить, что выгрузка товара из транспортного средства не является обязанностью Продавца.
Проблемы возникли с этим термином, когда доставка товара осуществлялась морским транспортом (морским контейнером), и, если Продавец и Покупатель договорились использовать банковский аккредитив, как способ оплаты за товар. Для получения оплаты Продавец должен подтвердить отправку товара Покупателю, т.е. после погрузки товара на борт морского судна, предоставить в банк, для получения оплаты, коносамент с пометкой «на борту». Но морской Перевозчик, как правило, не предоставлял Продавцу, коносамент с такой отметкой. Поэтому, экспортеры часто использовали для морских контейнерных перевозок условия поставки FOB, что требовало от Продавца погрузку товара на судно, а от морского Перевозчика предоставления коносамента продавцу.
Условия поставки CIF
Условия поставки CIF (Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт), и CIP (Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до), это те правила, которые обязуют Продавца приобрести страховку в пользу Покупателя для экспорта товаров.
В новой редакции Инкотермс 2020 для условий поставок CIF, как и ранее в Инкотермс 2010, требуется минимальное страховое покрытие. Стороны могут согласовать в контракте более высокие уровни покрытия, если они того пожелают.
Для условий поставки CIP Инкотермс 2020, теперь Продавец обязан застраховать товар от всех рисков (максимальное покрытие – не менее 110% от стоимости товара). Стороны могут согласиться в контракте на более низкий уровень страхового покрытия, если они того пожелают.
Данная поправка оправдана тем, что условие поставки CIF обычно используется для морских перевозок грузов навалом (сырье, минералы и т.д.). Стоимость за килограмм, которых очень низкая, и требование страхования с максимальным покрытием значительно повысило бы конечную цену товара. Условие поставки CIP — это все же больше мультимодальный термин, часто используемый для доставки промышленных товаров, которые могут требовать более высокого уровня страхового покрытия.
Каждое правило Инкотермс 2020 содержит два раздела по десять статей:
A1 / B1 Общие обязанности
A2 / B2: Поставка
A3 / B3: Переход рисков
A4 / B4: Перевозка
A5 / B5: Страхование
A6 / B6: Перевозка и транспортные документы
A7 / B7: Таможенное оформление экспорта / импорта
A8 / B8: Проверка / упаковка / маркировка
A9 / B9: Распределение расходов
A10 / B10: Уведомления
В разделе «А» оговариваются обязанности Продавца, а в разделе «В» - обязанности Покупателя.
Перевозка товаров собственным транспортом
Правила Инкотермс 2010 были составлены исходя из предположения, что при перевозке товаров от Продавца к Покупателю они будут перевозиться сторонним Перевозчиком, нанятым Продавцом или Покупателем. Это не учитывало ситуации, когда сторонний Перевозчик фактически не требовался, поскольку Продавец или Покупатель использовали свой собственный транспорт при доставке товара. Новые правила Инкотермс 2020 в настоящее время учитывают такие ситуации, когда можно использовать свой собственный транспорт для доставки товаров или заключить договор перевозки.
Распределение расходов
Все затраты, связанные с различными нюансами купли-продажи, в новых правилах перечислены в статьях A9 / B9 «Распределение расходов» для каждого правила Инкотермс, а также в соответствующих статьях Инкотермс, к которым они относятся.
Целью этого изменения является предоставление пользователям полного списка расходов в одном месте, чтобы Продавец и Покупатель были лучше осведомлены о затратах, за которые каждый будет нести ответственность в соответствии с определениями Инкотермс 2020.
Таможенное оформление: экспорт, транзит и импорт
В Инкотермс 2020 более точно разъясняется, какая из сторон, Продавец или Покупатель, несет ответственность за выполнение таможенного оформления и таможенных формальностей на границе, принимая на себя расходы и риски. Пояснено, что если риск перевозки передается в стране происхождения (стране Продавца), ответственность за таможенное оформление транзита принимает Покупатель; и напротив если риск переходит в пункте назначения (страна Покупателя), ответственность несет Продавец.
Требования безопасности
Безопасность транспорта также стала новой нормой (например: теперь обязательно должна осуществляться проверка контейнеров). Статья A4 / B4 («Перевозка») каждого правила Инкотермс требует от Продавца, где это возможно применить, соблюдать любые требования безопасности, связанные с транспортом, до пункта доставки и / или предоставить Покупателю любую информацию, касающуюся требований безопасности, связанных с транспортом, которая необходима Покупателю для организации перевозки.
Статья A7 / B7 («Таможенное оформление экспорта / импорта») каждого правила Инкотермс, опять же где это применимо, теперь также прямо требует, чтобы Продавец выполнил любые связанные с безопасностью формальности при оформлении экспорта, и помогал Покупателю получить любые документы или информацию, необходимые для соблюдения таможенных формальностей, связанных с импортом или транзитом. Расходы на обеспечение безопасности, связанные с транспортом, тоже указаны в отдельном перечне обязательств по расходам согласно статьям A9 / B9 каждого правила Инкотермс. Следует отметить, что ссылки на «безопасность» в Инкотермс 2020 носят общий характер, нет конкретной ссылки на кибербезопасность или другие формы безопасности.
Пояснительные примечания
В каждом правиле Инкотермс 2020 теперь размещены «Пояснительные примечания для пользователей», в которых гораздо обширней изложены пояснительные примечания с иллюстрациями соответствующего условия поставки Инкотермс, в частности:
Пояснительные записки направлены на то, чтобы помочь пользователям выбрать наиболее подходящие Инкотермс и предоставить руководство по толкованию в случае возникновения споров.
Конструктивно Инкотермс 2020 выглядят так же, как и в предыдущей версии: одиннадцать трехбуквенных сокращений начиная от «EXW» (Ex-Works) до «DDP» (Delivered Duty Paid), которые по-прежнему делятся на 2 категории в зависимости от вида транспорта.
Создан на конструкторе сайтов INTEC.site
Обработка персональных данных